Перейти на версию для слабовидящих
Размер шрифта
A A A
Цветовая схема
a
a
a
Изображения
Развернуть панель
Назад к списку

Покупка яхты б/у за границей.


Уважаемые яхтсмены и будущие владельцы яхт!

 В данной статье мы опишем вам процесс поиска, выбора, покупки и

 перегона яхт. 

В этой статье для наглядности рассмотрим процедуру покупки яхты на конкретном примере. Флаг австрийский, лодка частная, стоит в Хорватии под управлением чартерной компании. Покупатель русский, новый флаг будет США, а новая стоянка в Турции.
 Тут мы описываем определенную ситуацию, но общая логика пригодится и в случае, если в сделке фигурируют другие страны и флаги.

1. Подготовка к поездке. 

Подбираем варианты лодок, которые будем смотреть.

Сам процесс поиска лодок через интеренет не всегда продуктивный и готовьтесь к тому , что для поиска и выбора лодки необходимо будет потратить время и деньги.

Чтобы не стать владельцем "утиля"лучше обратитесь к специалистам, которые уже не один десяток лет занимаются морской, яхтенной практикой и смогут за соответствующую плату заняться всем этим трудоемким вопросом!

Поиск хорошего варианта может занять не одну неделю!

 Вариантов должно быть найдено несколько.

Нюансы: Лодка, которую вы собирались смотреть, к моменту вашего приезда может быть уже продана. С хорошими вариантами так происходит сплошь и рядом. Поэтому хороших вариантов должно быть несколько.

 2. Приехали, выбрали.

 Приезжаем, смотрим все варианты.

 Легко и непринужденно выбираем одну лучшую яхту. Желательно смотреть вдвоем. То, что не увидит один, всегда заметит другой. Если парусная яхта больше 60 футов (либо моторная больше 50), то имеет смысл пригласить сюрвейера, или даже двух. Вы один просто физически не сможете проверить и осмотреть все, что надо. Осмотр яхты - это отдельная большая тема, и про нее написаны тонны литературы.

 В интернете вы легко найдете статьи со все возможными вариантами.

 Нюансы: Ни брокер, ни сюрвейер, ни владелец не могут гарантировать состояния яхты. Точнее, гарантировать-то они могут, но за свои слова ничем не отвечают. Окончательный выбор и принятие решения - это только ваш риск. Также этот нюанс имеет отношение ко всем следующим пунктам.

 2a. Вносим депозит.

Подписываем с брокером соглашение и вносим депозит. Соглашение может называться по-разному - Sales contract, Purchase contract или как-то иначе.

Что должно быть обязательно прописано в соглашении: модель яхты и год выпуска, серийный номер корпуса, сумма депозита, которую вы заплатили, и срок оплаты основной суммы, а также место, где вы будете забирать яхту.

Дополнительно часто пишут серийный номер движка, ТТХ яхты, но это не обязательно.

 Дальше в контракте будет фраза: "комплектация яхты та же, что вы видели, когда ее смотрели такого-то числа". Можно попросить сделать к контракту приложение и отдельно перечислить все, что есть на яхте.

 Также в контракт могут быть включены дополнительные условия - до какого числа стоянка оплачена, возможно краткая история яхты и т.п.

Теоретически этот контракт можно заверить у нотариуса. Но смысла большого в этом нет, поскольку подпишет его скорей всего не владелец яхты и даже не управляющий компании брокера, а тот человек, который вам показывал яхту на месте. Так что обычно заверять у нотариуса не принято.

 Нюансы: Учтите, что для брокера продажа и демонстрации яхты - это рутинная процедура. Показывают яхты покупателям брокеры каждый день, продают тоже достаточно часто. И пока вы не заплатили депозит, вы просто любопытствующий, поэтому не надо требовать слишком многого - неправильно поймут.

 Размер депозита может быть до 30% от стоимости яхты. Зависит от стоимости яхты и от конкретного продавца.

И, наконец, самый важный нюанс. Я уже выше писал, почему нет смысла заверять этот контракт у нотариуса. В идеале на контракте должна быть подпись владельца, тогда его можно заверить у нотариуса и он будет иметь юридическую силу. Но на практике вам завтра улетать, а владелец - австриец, и в данный момент он на Карибах, и даже не знает, что с его лодкой делает брокер.

И если сегодня вы не внесете депозит, то завтра приедет хорват или итальянец и купит лодку, которую вы выбрали. Поэтому думать надо быстро и действовать так же, но не забывая, что решение вы принимаете на свой страх и риск и никакой брокер и никто другой с вами ответственности не разделит. Деньги ваши и рискуете только вы! 

3. Оплата яхты.

 Перед оплатой основной суммы нужно запросить документы, подтверждающие, что яхта в собственности у продавца.

 Начиная от счета и контракта, полученного от верфи первым владельцем.

 Если владельцев было несколько, то контракты от владельца к владельцу. Обязательно сертификат яхты - этот документ дает верфь первому владельцу, и это вообще самая главная бумажка. Нынешнюю регистрацию яхты.

Если вы помните, в предыдущем пункте Purchase contract нам подписал непонятно кто. До оплаты основной суммы надо подписать его непосредственно с владельцем яхты. 

Нюансы: Подлинность и качество документов, подтверждающих законность владения - это ваши гарантии, что продавец не обманет, и в дальнейшем у вас не будет юридических проблем с яхтой. Все бумаги можно еще и проверить у юриста.

 С другой стороны, когда покупаешь у знакомого и проверенного брокера, то если он говорит, что такая-то бумажка есть, можно ему верить на слово и не требовать подтверждения.

Решение принимается исходя из обычной человеческой логики - стоит ли очередная задержка того, что вы в результате нее получаете.

4. Вы стали владельцем яхты!

Перевели основную сумму в срок.

Подписали Bill-of-Sale. Послали друг другу оригиналы по почте, либо сканы по мэйлу. Теперь вы новый владелец яхты, поздравляю!

 Нюансы: Помните про дополнительные условия в Purchase contract, Срок до которого оплачена стоянка, страховка и когда вам надо забрать яхту.

 Если стоянка и страховка не оплачена - оплатите. Местный брокер должен помочь. Еще в первый визит договоритесь, что вместе с основным платежом вы переведете необходимые деньги.

 Страховку эту имеет смысл делать только до того момента, пока вы делаете новую регистрацию. А дальше уже сделать постоянную.

 Второй нюанc: Если вы переводите деньги со своего счета в местном банке, то выясните все заранее. Чтоб не получилось, что срок оплаты завтра, а вам нужно две недели на оформление справок, объясняющих, куда же уходят ваши деньги за границу.

Это не шутка, даже при переводе относительно небольшой суммы такая проблема может возникнуть.

Переводить с карточки тоже не всегда разумно, слишком большая комиссия за перевод.

5. Вывод из регистра.

 Бывший владелец выводит яхту из регистра.

Времени это занимает от недели до месяца.

Результат в случае с Австрией - 4 странички старой регистрации, на каждой из страниц стоит штамп Entregistrierung (deregistraton).

Нюансов никаких, только вопрос времени. Как только отправили деньги, сразу напомните брокеру о дерегистрации.

6. Регистрация под новый флаг.

 Вариантов несколько. Первый самый простой - уговорить брокера сделать все за вас. Тогда процесс регистрации и дерегистрации будет для вас вообще незаметен.

Вы сразу узнаете о том, что регистрация займет еще 3 месяца и будет стоить дополнительно 5 тыс евро. Шутка : )

 Второй вариант - сделать все самому. В принципе тоже ничего сверхъестественного. Документы, которые нужны, у вас уже есть - Сертификат яхты, Bill-of-Sale, свидетельство о дерегистрации, заполненное заявление о регистрации яхты, заполненное заявление о регистрации компании. В случае с флагом США и регистрацией на оффшорную компанию в штате Делавер Bill-of-Sale должен быть заполнен по форме cg-1340 и нотариально заверен. Посылаете все это агенту, который занимается вашей регистрацией, оплачиваете необходимую сумму, и через 2 недели вам высылают пакет документов.

Главные документы - пластиковая карточка типа банковской (это и есть регистрация) и письмо о том, что вы являетесь владельцем компании, которой принадлежит яхта. Еще там будет печать компании, акции и тому подобная ерунда, которая вам вряд ли пригодится. 

 Нюансы: Если подходить строго де юре, то в большинстве оффшорных регистраций вы станете нарушителем закона - либо закона той страны, в которой регистрируетесь, либо той, резидентом которой вы являетесь, либо какой-то третьей.

 Изучить все законы, имеющие отношение к этому вопросу, невозможно. Единственная разумная предосторожность - заказывать регистрацию в компании, которая успешно занимается оффшорами хотя бы лет 10. И общаться с ними самостоятельно, без посредничества брокера, который продал вам яхту.

 Он конечно за вас все сделает, но потом еще надо ежегодно платить налоги, отвечать на письма и т.п. А в случае если брокер забудет ответить на какое-то письмо, проблемы, и возможно весьма серьезные, будут именно у вас.

 Название яхты должно быть прописано в заявлении. Это не обязательный пункт у многих оффшоров, но поверьте, без этого потом будет лишняя головная боль. Придумайте заранее название. Оплачивать лучше карточкой, а не переводом - это быстрее и меньше комиссия при переводе. FedEx (доставка за 2 дня в любую точку мира) один раз доставлял мне документы месяц. Контейнер завис на нашей таможне. Так что обязательно до отправки попросите снять копии и прислать вам на e-mail.

Заявление на регистрацию компании вы можете отправить еще до того, как вы получили все необходимые документы от продавца яхты. Так как для регистрации компании никаких яхтенных документов не нужно. Немного времени на этом можно сэкономить.

7. Страховка.

 Выбор страховой компании - тема отдельная, так что буду краток.

 Можно страховаться в Европе, можно в России. Сейчас и у нас появились компании с нормальной стоимостью страховки. Для страховки понадобится регистрационная пластиковая карточка, Bill-of-Sale и Сертификат яхты.

Некоторые компании требуют Boat registration certificate, но на самом деле такой бумажки не должно быть среди официальных документов, в чем вам их и предстоит убедить.

 Нюансы: К данному рассказу не относятся, но лучше вам о них знать. Во Франции вообще не страхуют яхты под флагом США и России. В некоторых других странах тоже есть свои приколы.

Делайте страховку заранее! Не экономьте на страховке. Пусть 10 человек скажут вам, что страховка не нужна. Все равно сделайте.

Я лично никогда не пойду на незастрахованной яхте ни капитаном, ни даже пассажиром. Если владелец яхты экономит на страховке, значит он несерьезный и недальновидный человек (исключения бывают, так что если вы попали в их число, прошу не обижаться на эту фразу : )

8. Закупаемся.

 Вы не забыли составить список необходимого судового имущества, которое надо докупить?

 На многих яхтах в Хорватии, например, нет спасательного плота. Лодки с мотором тоже могут не входить в стоимость.

Если нет чартплоттера, советую установить. Радарный отражатель не всегда висит. Электронные карты для чартплоттера и бумажные - на тот район где вы будете ходить. И т.д. и т.п. Полный список занимает несколько страниц. Комплект флагов под краспицы и флаг под который вы зарегистрировали яхту на корму.

 Нюансы: Не забудьте наклеить на яхту название, регистрационный номер и страну приписки!

 Если лодка стоит в крупной марине, обычно можно все имущество купить на месте. А можно заранее заказать брокеру - обычно так все и делают.

 9. Приемка лодки.

Просто проверьте, что все работает, и можете идти.

 Для проверки желательно пожить перед выходом на яхте недельку, активно пользуясь всеми системами. Когда что-то сломается, идите к брокеру и просите починить. Скорей всего за деньги. Лодка-то не новая.

 Нюансы: Не пытайтесь заставить продавца починить все! На слишком активные требования будет простой ответ - ты же купил не новую лодку - в чем проблема? Исключение - не работает то, что работало, когда вы смотрели лодку. Тут вопросов быть не может - это чинится за счет продавца.

 10. Разные полезные советы.

 • Закладывать большой запас времени и денег на все вышеперечисленные пункты!

• Позаботиться заранее о месте в марине, куда вы перегоняете лодку.

• Хорошо подготовится к перегону и обеспечить себе береговую поддержку.

• Заранее выяснить, где можно обслуживать двигатель и электронику, где яхту можно поднять.

• Запастись инструкциями и мануалами по всему оборудованию на яхте.

 • Убедитесь, что яхта проходит по высоте под мостами и проводами на маршруте перегона.

 • То же самое по осадке.

 • Всего не перечислишь!

 11. Про ввоз в Россию. ( это если вы все же решили ввезти яхту в Россию)

Сам процесс перегона советую возложить на опытную команду, а не заниматься садомазохизмом… да вы можете принимать участие в перегоне, но готовьтесь к тому, Что вы немного разочаруетесь в своем романтическом подходе к яхтенной жизни :)

 Немного не по нашему примеру, но совсем кратко расскажу, поскольку многим это интересно. Дополнительно вам потребуется экспортная декларация. Оформляется в таможне того порта, где стояла лодка, либо в ближайшем офисе. Брокер должен знать.

Можно нанять агента, а можно побегать самому. За несколько дней вопрос решается. Растаможить яхту в России для частного лица стоит 10% плюс сверху 18% НДС. Итого 30%.

 Удобнее пользоваться услугами таможенного брокера, а не делать это самому. На подходе к России до пересечения территориальных вод надо связаться с пограничниками, а также с портовыми властями при пересечении портовых вод - конкретно с координатором движения, что бы получить место якорной стоянки в зоне таможенного оформления.

В таможню, а также на погранпост и координатору движения надо подать предварительную заявку на подход яхты такого-то числа. На берегу надо иметь агента, с которым по приходу вы свяжетесь по мобильному. Некоторое время придется подождать за пределами территориальных вод, пока агент состыкует по времени пограничников и таможню, договорится о месте у причала, чтобы не везти их на рейд.

 Если идти без предупреждения - штраф и проблемы в дальнейшем общении. Если временной Российской регистрации нет, то флаг России под краспицей, а флаг прежней страны на флагштоке.

 Все документы должны быть на борту и в порядке. По списку документов еще раз проконсультируйтесь и с портовым агентом, и с таможенным брокером.

Ну что... ты все же решил купить яхту? Тогда мы к вашим услугам... готовы оказать помощь!





Рейтинг@Mail.ru